На смену европейским производителям товаров для ремонта приходят китайские, турецкие и белорусские бренды. Какие еще изменения произошли за год — рассказываем вместе с экспертами
По данным НАФИ, более 40% россиян планируют делать ремонт или перепланировку жилья. Но, делая ремонт в квартире, приходится сталкиваться с определенными трудностями. Основной проблемой при покупке строительных и отделочных материалов для россиян стали рост цен (62%) и отсутствие нужного товара в магазинах (27%).
Узнали, как изменился ассортимент стройматериалов и товаров для ремонта дома за последний год и какие позиции сейчас в дефиците.
Импортозамещение в ремонте
Опрошенные «РБК-Недвижимостью» крупнейшие DIY-ретейлеры не отмечают сокращения ассортимента стройматериалов и товаров для ремонта в своих магазинах благодаря импортозамещению: на смену европейским производителям товаров приходят китайские, турецкие и белорусские бренды. «Конечно, из-за ухода зарубежных компаний с российского рынка некоторые позиции отсутствуют на полках магазинов. Но в остальном мы довольно быстро смогли переориентировать бизнес на работу с российскими, белорусскими, китайскими, турецкими и другими поставщиками», — говорит руководитель категорийного направления OBI Россия Евгений Погибельный.
По его словам, сейчас ситуация выглядит позитивнее, чем это было весной прошлого года: отечественные производители материалов стараются полностью заместить импортную продукцию. «Импортозамещение активно происходит в таких категориях товаров, как плитка, электрооборудование, лакокрасочные материалы, окна», — привел примеры Евгений Погибельный.
Кроме того, материалы из Европы продолжают поставляться благодаря параллельному импорту. «Такая логистическая цепочка обходится дороже, но цены пока остаются рыночными. Законодательная база, затрагивающая параллельный импорт, довольно лояльна к строительной сфере», — пояснил представитель компании.
Ретейлеры отметили сложности при перестроении цепочек поставок, но сейчас положение устойчивое. В некоторых сегментах ушли популярные бренды, к которым люди привыкли (например, в электрике, сантехнике), но дефицита нет, добавил директор по маркетингу СТД «Петрович» Игорь Колынин.
По оценкам компании, в 2022 году доля импорта не превышала в ассортименте 20%. «У нас хорошая локализация: многие товары производятся в стране. Особенно это касается тяжелых материалов (смеси, гипсокартон и плитка в среднем и низком ценовом сегменте), которые уже давно производятся в России. За этот год отечественные производители смогли нарастить объемы и удовлетворить спрос. Мебель, например, 90% — тоже российского производства», — рассказал Игорь Колынин. Во многих категориях компания переключились на Китай — например, стали ввозить смесители, аксессуары, санфаянс.
Во-вторых, ситуация послужила хорошим стимулом, чтобы стремительно увеличивать долю товаров собственных торговых марок, продолжил эксперт. «Мы это делаем во всех товарных категориях», — добавил представитель «Петровича».
Похожую позицию озвучили в компании «Максидом», где за год также не зафиксировали дефицита товаров для ремонта. «В России находится достаточно большое количество производств товаров для ремонта, но некоторые из них работали с использованием импортного сырья или комплектующих. За год многим удалось подобрать им замену и скорректировать логистику, поэтому для массового потребителя сохраняется возможность выбора товаров для ремонта и обустройства дома и дачи», — рассказали в пресс-службе компании.
Что с ценами
Что касается цен на стройматериалы и товары для ремонта, ситуация также стабилизовалась после прошлогоднего скачка, говорят DIY-ретейлеры. «В целом цены на большую часть товаров пока остаются на уровне 2022 года. Отечественные производители материалов стараются полностью заместить импортную продукцию. Общестроительные материалы всегда в достатке на складах», — рассказал руководитель категорийного направления OBI Россия.
Впрочем, предпосылок для снижения цен эксперт тоже не видит. Это связано с тем, что издержки (сырье, логистика, кредиты) у производителей не снизились. «Поэтому ценник товаров на полке практически не меняется в меньшую сторону. Значительно подорожала кабельная продукция — на 30–38% — в связи с ростом цен на медь. Продолжается рост цен на сухие смеси, которые подорожали на 7–12% в связи с удорожанием логистики», — отметил он. По его словам, повышение цен может произойти на краски и керамогранит, поскольку для их производства задействовано зарубежное оборудование. «Пока мы наблюдаем типичные сезонные колебания с повышением цен на 1–2%, что не является критичным. Со спросом на товары дела тоже обстоят хорошо: магазины не пустуют, люди занимаются ремонтом», — добавил Евгений Погибельный.
В СТД «Петрович» отметили снижение цен до уровня 2021 года. «Сейчас покупатель чувствителен к цене, поэтому работа с ценами на товары, с производителями остается приоритетной для ретейла», — отметил директор по маркетингу компании.